
Методическая копилка
Образовательная программа по обществознанию
Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла). Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьника к жизни в обществе. В широком понимании обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др.
Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.
В основе содержания курса «Обществознание» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность.
Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла, что является приоритетным направлением в учебно-воспитательном процессе гимназии.
2. Цели, целевые установки и задачи
Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования.
Достижение поставленной цели будет невоз можно без деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь. Обществознание является не только учебным курсом или набором курсов, но и интеграцией работы гимназии в области обучения и воспи тания.
Социально-коммуникативная компетентность включает в себя понимание человеком своего внутреннего мира и индивидуальности, принятие культурных норм, выработку развитого правосознания, умение строить отношения в семье, установление социального взаимодействия на основе сотрудничества, ориентацию в экономических отношениях, формирование активной гражданской позиции в политической области, осмысление реалий современного глобального мира. Эти семь основных направлений отражены в содержательной составляющей курса «Обществознание» - «Человек и его индивидуальность», «Человек в культуре», «Человек в семейных отношениях», «Человек в социальном взаимодействии», «Человек в экономических отношениях», «Человек в политической жизни» и «Человек в глобальном мире».
Новый подход к преподаванию обществознания ставит общей задачей – создание для гимназистов максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.
2. Воспитание патриотизма через осозна ние сопричастности к судьбам Родины.
3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего соци ально значимого результата.
5. Уважение ценности социального, мировоз зренческого, конфессионального и культурного многообразия.
6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам.
7. Конструктивность, выражающаяся в уме нии предлагать собственные пути решения об щественных проблем, отказе от нигилизма.
3. Ценностные ориентиры в преподавании обществознания
Перечисленные целевые установки базируются на следующих ценностных ориентирах :
1. Гуманизм. выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.
2. Здоровье. понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
3. Гражданская ответственность. проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма.
4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях.
5. Толерантность. подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей.

6. Информированность. способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
7. Независимость. показывающая не только стремление к внешнему государственному суверенитету, но и стремление к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности.
8. Легитимность власти. формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих интересов.
9. Открытость. реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях, эффективность механизмов борьбы с коррупцией.
Следует обратить внимание, что отсутствие среди перечисленных установок и ориентиров таких важных элементов как демократия, право вое государство, гражданское общество, разде ление властей, парламентаризм, частная соб ственность и многих других не означает принижение их важности. Все они являются важней шим условием реализации выделенных целевых установок и ценностных ориентиров.
Также необходимо указать на то, что перечисленные установки и ориентиры неразрывно связа ны друг с другом, образуют общий контекст, и их выделение носит достаточно условный характер.
Исходя из заявленной цели, целевых устано вок и ценностных ориентаций выдвигаются сле дующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:
- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
- раскрытие закономерностей общественной жизни;
- выявление внутренних связей между лич ным и общественным в человеке;
- определение влияния политических про цессов на повседневную жизнь человека;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
- формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
- выработка активного отношения подрост ков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, кре ативности и творческих способностей;
- понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к само образованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся соци альных устоев и общественной стабильности.
1. Освоение учащимися разных социальных ролей.
2. Активное участие молодежи в обществен ной жизни.
3. Участие в реализации социальных проек тов.
4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.
6. Овладение правилами общественной поле мики, цивилизованного диалога в обществе.
7. Способность противостоять манипулиро ванию, рационально обосновывать свою точку зрения.
8. Знание и использование правовых меха низмов защиты прав и свобод.
5. Новые подходы к преподаванию обществознания
Обществознание представляется очень специ фической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществоз нания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (напри мер, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литерату ры, географии, биологии и др.), а также привлека ется социальный опыт школьников.
Обществознание присутствует в гимназии с I по XI классы. Оно не носит концентрический или линейный характер. И спользуется новый принцип выстраивания этого курса - уровневый. Каждый уровень яв ляется ведущим на определенной ступени обра зования.
В I — VII классах обществознание ориен тируется на возможность учащихся получить гражданский опыт через практико-ориентиро ванное изучение процессов общественной жиз ни. В VIII — IX классах усиливается теоретический аспект, школьники систематизируют получен ный ранее опыт, знакомятся с научными теория ми и концепциями. В X - XI классах происходит осмысление процессов, происходящих в совре менном глобальном мире с точки зрения полу ченного ранее опыта и приобретенной системы знаний. Таким образом, выстраивается модель: ОПЫТ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ.
Это может быть представлено в виде таблицы.
Немає коментарів:
Дописати коментар