пʼятниця, 28 березня 2014 р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей» » Управление



семь модулей обучения в начальной школерк






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей» » Управление образования г. Муравленко ЯНАО




Адрес: г. Муравленко, ул. Пионерская, д. 4



Телефон: 23-7-87



Директор: Климко Вера Паньковна



Многопрофильный лицей города Муравленко – образовательное учреждение для всех старшеклассников города. Лицей открыт в 2006 году, с декабря 2009 года учреждение включено в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», с 2011 года учреждение работает в статусе автономного. В связи с переходом в статус автономного в 2010-2011 учебном году разработан Устав МБОУ «Многопрофильный лицей» в новой редакции, обновлены лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия А №0000119), свидетельство о государственной аккредитации (ОП 004496).



Многопрофильный лицей аккредитован как общеобразовательное учреждение повышенного уровня подготовки выпускников: лицеисты изучают программы среднего (полного) общего образования на базовом, профильном уровнях, а также программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по отдельным предметам: алгебре и началам анализа, геометрии, биологии, физике, английскому языку.



Лицей – инновационная школа; это – территория старшеклассников города, единая возрастная среда, которая требует других подходов, другой организации обучения.



В 2010 году лицею присвоен статус Экспериментальной площадки Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», в 2011 году - статус региональной инновационной площадки. В лицее успешно реализуются инновационные образовательные проекты: «Школа взросления - шаг в будущее», «Образовательная программа школы-ступени», проект организации исследовательской работы «Первые шаги в науку», «Школа олимпийца», «Сетевое сообщество молодых педагогов», проекты молодых учителей, ставшие лауреатами и победителями в региональном конкурсе проектов молодых педагогов: «Лаборатория приборостроения», «Экоград», «Образовательная событийность, как фактор развития успешной личности», «3-Д моделирование и веб-дизайн для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Час свободного выбора». Организация обучения направлена оформление перехода «старшая школа-вуз»: занятия в форме лекций, семинаров, зачетов; коллоквиумы; круглые столы; дискуссии; дебаты; переводные экзамены в 10-х классах; выездные сессии на базе вузов; форма «экстернат».



В своей деятельности мы ориентируемся на требования к современной школе:



- индивидуализированная система учебно-воспитательного процесса;



- интеграция школы и городского сообщества;



- интеграция основных и дополнительных образовательных программ;



- интеграция разных форм получения образования (формальное и неформальное - внеурочное, семейное);



- образовательная программа, отражающая современные достижения науки и технологий;



- образовательная среда, обогащенная информационными и коммуникационными технологиями.



Усилия педагогического коллектива сосредоточены на следующих четырех направлениях работы:



Динамика форм учебной работы. Появилась альтернатива классно-урочной форме работы. Отметочное оценивание уступило место накопительной системе оценивания. Наряду с аттестатом о среднем (полном) общем образовании учащиеся получили сертификаты, измеряющие учебную и внеучебную успешность выпускника.


Хорошей альтернативой стали зачетные книжки. Доминирование учителя постепенно уступает место возможности учащегося самостоятельно определять содержание и объем самоподготовки.



Уровневое обучение. В данном направлении педагогическим коллективом разрабатываются такие формы организации обучения, при которых ученик смог бы переходить на новый уровень обучения в зависимости от своих учебных достижений и притязаний, а обучение на новом уровне отличалось бы новым типом задач, новыми формами сотрудничества, новыми правами и свободами в организации собственной работы.



Развитие образовательной среды и инфраструктуры. Мы понимаем, что введение новых форм сотрудничества и организации учебной работы будет возможно при иной организации внутреннего образовательного пространства и пространства учебных помещений. Для этого в учреждении разработан инновационный проект «Образовательная среда школы старшей ступени».


Проект отправлен для участия в региональном конкурсе проектов. Грантовая поддержка данного проекта позволит оформить образовательную среду в рамках требований новых ФГОС (учебные предметные лаборатории, оборудованные места для самостоятельной работы и др.).



Развитие дополнительного образования. Мы хорошо понимаем, что развитие инициативы учащихся невозможно без развития пространства для осуществления свободного выбора своего образовательного пути, без предоставления учащемуся возможности самому решить, каким делом заниматься, чем увлекаться, в чем совершенствоваться. Поэтому число мест для самореализации старшеклассников постоянно совершенствуется и увеличивается: театральная, изобразительная, фото и видео и радио-студии; спортивные секции, экологическая станция; школа программиста и лингвиста; успешно работает рок группа, занятиями хореографией охвачен каждый второй старшеклассник и др..



За семь лет лицей дал путевку в жизнь почти 1500 молодых людей.



Сегодня российское образование живет в период перехода на новые стандарты, которые требуют от каждого ученика не только определенного набора знаний по разным областям науки, но и прежде всего умений самостоятельно эти знания преумножать, быть готовым действовать в быстро меняющемся обществе. В связи с этим миссию лицея мы видим в том, чтобы за очень короткий период – два года ступени старшей школы – дать возможность лицеистам приобрести знания и компетенции, необходимые для того, чтобы действовать в ситуации неопределенности. Основным направлением педагогического поиска является построение Школы Взросления.


Именно становление зрелости и самостоятельности человека является нашим главным ориентиром в учебном процессе. Мы продолжаем обсуждать с педагогическим сообществом и общественностью становление зрелости и самостоятельности человека как самый главный результат образования.



В перечне возрастных результатов мы определили для себя три основных:



- самостоятельность,



- мышление,



- социальная компетентность.



Измерение возрастных результатов – это отдельная большая задача, которая появляется, как только мы заявляем себя приверженцами возрастного подхода в образовании. Задача измерения возрастных результатов многоаспектна, включает понимание того что измерять, как, какими инструментами. Одним из важных аспектов является предъявление результатов самим ученикам и их родителям, которых мы считаем своими союзниками.


Поэтому считаем важным рассказывать и показывать родителям как, по каким признакам можно увидеть взросление ребенка, приращение его самостоятельности, мышления, способностей к социальным действиям, каков вклад школы и педагогов в это приращение.



Достижения учеников в освоении умений и знаний в учебных дисциплинах – не самоцель, и важны они ровно настолько, насколько эти достижения позволяют человеку стать основной движущей силой в развитии и образовании самого себя, быть ответственным и инициативным. Для этого нам надо обустроить школу так, чтобы она не сдерживала, а поддерживала инициативу учащихся. Надо сделать так, чтобы достижение определенных рубежей в учении, освоение знаний и умений открывали новые перспективы и возможности, позволяли перейти не просто.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Образовательный процесс ежегодно оснащается новым учебным, компьютерным, спортивным, технологическим, фото и видео оборудованием, мебелью.



В лицее 32 учебных кабинета, из них 12 специализированных, в том числе 3 компьютерных класса, 4 лингафонных кабинета для изучения иностранных языков. В 2013 году лингафонные кабинеты оснащены новыми ноутбуками в количестве 35 штук.



Медиатека лицея ежегодно пополняется необходимыми учебниками, художественной, методической литературой и программным обеспечением по различным предметам.



Значимую роль в учебном процессе играет центр информатизации образования (ЦИО), который оснащен современным компьютерным оборудованием.



Спортивное оборудование, инвентарь используются не только на уроках, но и при организации внеурочной деятельности кружков, секций, соревнований. Работа плавательного бассейна обеспечивает проведение третьего часа физической культуры, способствует обретению первоначальных навыков техники плавания, укреплению здоровья и дальнейшему физическому развитию. Бассейн успешно реализует платные услуги населению города по организации занятий оздоровительным плаванием.


На территории ОУ расположен стадион с искусственным покрытием, который функционирует пять месяцев в году с мая по сентябрь.



С целью более эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в лицее ежегодно проводится оснащение новым современным спортивно – игровым оборудованием.



Практически в каждом кабинете базовые и профильные программы обеспечены полным комплектом слайдовых тематических презентаций, видеоуроков, цифровых образовательных ресурсов, направленных на подготовку к ЕГЭ. Это в целом позволяет индивидуализировать учебный процесс, позволяет учащемуся организовать свой домашний учебный труд (особенно во время актированных дней, болезни), формирует самостоятельность учащихся.



Учебно-материальная база образовательного учреждения из года в год пополняется. Материально – техническое и информационно-технологическое обеспечение позволяет обеспечить реализацию программ базового и профильного уровней и предметов углубленной направленности, дает возможность в полном объеме выполнять практическую часть программ, обеспечивает подготовку экспериментальной части исследовательских работ, подготовку учащихся на городские, окружные и Всероссийские олимпиады.



Организация питания школьников



Питание учащихся организовано в соответствии с требованиями СанПин: продолжительность перемен, на которых организовано питание составляет 20 минут. перерывы между питанием (завтрак, обед) составляет не менее 3,5-4 час. Организовано и предоставлено качественное и полноценное питание во все учебные дни согласно расписанию учебных занятий по графику следующим категориям учащихся:



- одноразовое бесплатное питание (завтрак) - всем обучающимся лицея, в размере до 39 рублей в день (405 человек);



- бесплатное питание (обед) за счет средств Управления социальной защиты населения – детям из малоимущих семей на основании справок, выдаваемых Управлением социальной защиты населения, в размере до 42,50 рублей в день (15 человек);



- двухразовое бесплатное питание (завтрак и обед) – обучающимся в специализированных кадетских классах в размере до 90 рублей в день (32 человека);



Особое значение уделено вопросам формирования навыков рационального и здорового питания школьников. Среди них не только беседы, лекции, но и тематические классные часы и радиопередачи по организации питания, экскурсия в ООО (кафе) «Метелица», направленная на развитие умений правильно вести себя в обществе, знаний норм поведения и правил этикета (ноябрь), оформление стендов наглядной агитации (плакаты, газеты, уголки) во время проведения Дней национальной кухни и здорового питания.



Вопросы организации питания изучались путем анкетирования учащихся, родителей и педагогов (декабрь, февраль) с целью изучения общественного мнения об организации школьного питания. Анализ анкетирования позволил гибко реагировать на проблемы, принимать своевременно управленческие решения в организационных вопросах.



Следует отметить организацию Дней национальной кухни и здорового питания – «Этикет питания», «Полевая кухня», «Кухня народов мира», «День русской кухни», «День белорусской кухни», «День украинской кухни», «День татарской кухни», «День молдавской кухни», «Широкая Масленица» и «День славянской кухни». В организации этих праздников были задействованы учащиеся художественно-эстетического класса, которые изучали и представляли в эти дни культуру и традиции народов мира.



Вся информация по организации питания, проведённым мероприятиям по формированию навыков рационального здорового питания старшеклассников и его совершенствования активно освещается в СМИ, размещается на сайте лицея.



Инновационная деятельность



Многопрофильный лицей реализует программы региональной инновационной площадки по теме «Модель школы ступеней для старшеклассников, направленной на индивидуализацию, профессиональное и личностное самоопределение» (2011 год) и экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФИРО) по теме «Организация модели профильного обучения в ситуации северного российского моногорода» (2010 год). Данные программы направлены на экспериментальную работу по созданию модели профильного обучения старшеклассников в отдельной массовой школе.



Управление в лицее осуществляется на основе проектного метода. Управленческая структура лицея состоит из директора – лица, принимающего решение, и инициативной группы, которая разрабатывает и сопровождает образовательную программу и инновационные образовательные проекты. В инициативную группу входят руководители кафедр, заместители директора, руководители профильных отделений и педагоги, готовые работать в режиме эксперимента. Инициативная группа: а) проводит анализ ситуаций в образовательной системе: лицея, если возникают проблемы в образовательной подготовке учащихся; региона в случае введения программы развития образования, федерации в случае проведения реформы образования; б) разрабатывает проекты в целях решения локальной проблемы или для включения в программу развития либо процессы реформирования. Апробация нововведений и накопления экспериментальных практик в лицее осуществляется по схеме экспериментальной площадки: проектирование – организация и управление – исследование и анализ.


Именно последняя позиция определяет «точки роста» для дальнейшего развития. Таким образом, проектный метод управления в лицее можно определить в виде схемы: замысел и серия проектов, образовательная программа и учебный план, экспериментальная площадка, технологизация, новые проекты и перспективы.



Проекты «Школа взросления» (организация учебной деятельности), «Радуга возможностей» (организация предпрофильной подготовки учащихся 9 классов школ города), «Школа лидера» и мини-проекты, направленные на организацию внеурочной деятельности старшеклассников реализовывались на протяжении 2007-2009 года. Некоторые из них стали традиционными и реализуются как массовые событийные мероприятия, другие стали частью Образовательной программы и перешли в режим функционирования. Проект «Школа взросления» стал основой экспериментальных площадок: ФИРО - «Организация модели профильного обучения в ситуации северного российского моногорода», РИП - «Модель школы ступеней для старшеклассников, направленной на индивидуализацию, профессиональное и личностное самоопределение».


Развитием данного проекта стал новый образовательный проект «Школа взросления – шаг в будущее» (создание профильных отделений учащихся как образовательной среды для формирования предметных компетенций одной профильной области), а также проекты «Первые шаги в науку» (создание образовательной среды для формирования метапредметных компетенций), «Молодёжный город» (создание образовательной среды для формирования и развития личностных результатов).



Инновации в подготовке и переподготовке кадров



Ведущим направлением управления учреждением в состоянии инновационной деятельности является кадровая политика. Целью кадровой политики лицея является создание сплоченной, ответственной, высокопрофессиональной и высокоразвитой команды. Основная задача управления персоналом - в определении рамок и горизонтов каждого члена команды.


Возрастная проблема решается через привлечение кадров извне, она основана на следующих требованиях: профессионализм, опыт проектной или исследовательской деятельности, понимание и принятие миссии и стратегии лицея, готовность вкладывать свои силы в развитие учреждения. Проблема квалификации и мобильности кадров решается за счет «выращивания» собственного кадрового потенциала. «Выращивание» осуществляется с помощью следующих подходов: регулярная и систематическая оценка в направлении заинтересованности в результатах и качестве работы, повышении эффективности использования имеющихся ресурсов. Предметом оценки является обеспечение функционирования лицея, участие в разработке новых программ, проектов и технологий.


Результаты оценки используются в системе оплаты труда и стимулирования, в обучении и развитии кадров. Обучение и развитие кадров – предмет проектирования кадровой политики лицея. Ключевой момент в управлении развитием персонала - выявление несоответствия между квалификационными компетенциями персонала в данный момент и компетенциями, которыми должны обладать члены команды для выполнения задач, поставленных основной Образовательной программой лицея.


Механизмами развития персонала в учреждении являются: внутренняя среда (смена ситуаций и позиций – учитель, преподаватель, тьютор, руководитель кафедры, профильного отделения, проекта, исследовательской работы, проектировщик), внешняя среда (командировки, стажировки, семинары, практики, инструктажи, наставничество, учебные сессии на базе вузов, дистантные формы, ротация).



Результат инноваций в кадровой политике



Участие педагогов в разработке образовательных проектов, позволяющих развивать основные направления инновационной деятельности: проект «Сетевое сообщество молодых педагогов» позволяет развивать профессиональное мастерство молодых педагогов города и округа; проект «Школа олимпийца» направлен на создание исследовательской среды в образовании старшеклассников; проект «Дизайн образовательного пространства профильных отделений» направлен на изменения образовательного пространства в свете требований новых ФГОС; проект «Дни воинской славы» направлен на формирование патриотизма в среде старшеклассников и реализуется каждым профильным отделением в зависимости от поставленной задачи; экологический проект «Экоград» направлен на вовлечение учащихся естественнонаучного отделения в исследовательскую и волонтерскую деятельность; проект «Использование сети интернет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» направлен на вовлечение людей с ОВЗ в процесс зарабатывания средств с помощью сети интернет, проект «Формирование бальной культуры учащихся лицея» направлен на вовлечения старшеклассников в культуру бального танца.



- в направлении развития естественно научного и технического образования старшеклассников, повышении качества естественнонаучного образования как перспективы инновационной деятельности следует отметить участие в окружном конкурсе юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению», два призера в номинациях «Научно-техническое творчество», «Инициативы юных»; во Всероссийском заочном конкурсе исследовательских, изобретательских и творческих работ учащихся «Юнорсть. Наука. Культура» - 4 работы, VII ежегодный Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» - 3 победителя и 1 призер очного тура;



-участие в VII Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия» - две работы, получили грамоты «За вклад в методику преподавания физики» и «За смелость и дерзость научной идеи».


В этом же направлении учителя физики Калугина Н.Н. и учитель математики Климко В.П. во второй раз стали победителями в номинации «Наставник будущих ученых», проводимых Фондом Дмитрия Зимина «Династия».



Инновации в организации образовательного процесса



Организация образовательного процесса в лицее прошла несколько эволюционных этапов: от обучения по фиксированным профилям, составления индивидуальных учебных планов учащимися всей параллели, не привязанных к определенному профилю, до проектирования индивидуальной образовательной программы, учитывающей направление послешкольного образования.



Управление качеством образования нам представляется в виде схемы: вход (десятиклассник) – процесс образования – выход (выпускник). Задача управленца спрогнозировать, каким должен быть выпускник, определить возможности и дефициты на входе, спроектировать образовательное пространство и обеспечить его качественное функционирование. В этом направлении в лицее реализуются проекты «Индивидуальная образовательная программа», «Профильные отделения», «Кредитная система учета образовательных результатов».



Один из способов формирования навыков самоорганизации и ответственности за результаты учебной деятельности – введение элементов нелинейного расписания: расписание составляется для профильного отделения, прописываются уровни предметов, форма и место их проведения. Выбор старшеклассника соответствует его индивидуальной образовательной программе в части индивидуального учебного плана.



Построение индивидуальной образовательной программы предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимся выбора, его коррекцию. В лицее создаются механизмы, позволяющие, во-первых, регулярно переосмысливать правильность сделанного ранее выбора, во-вторых, корректировать образовательную траекторию, изменять профиль обучения, уровень изучения выбранных ранее программ и модулей. Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося содержание профильных и базовых предметов, а также элективных учебных предметов представлены в виде полугодовых (триместровых) завершенных модулей-спецкурсов. Учащимся 10-ых классов предоставляется право в случае необходимости перейти в другое профильное отделение с изменением учебного плана. Такие переходы требуют создания мобильной организационной модели, способной обеспечить выполнение старшеклассником программ общеобразовательных предметов на ступени.


Обучение по блочно-модульной системе, представление образовательных программ в виде модулей-спецкурсов, изучение некоторых предметов по форме экстерната - тот механизм, с помощью которого производится коррекция уровня освоения тех предметов, которые меняют статус непрофильных на профильные. Осмысление выбранного направления профильного обучения осуществляется через организацию социальных и учебных практик, профессиональных проб старшеклассников. Возможность общения с представителями профессии, участие в производственном процессе на рабочем месте, обучение на базе высших учебных заведений позволяют старшеклассникам более осознанно относиться к выбору будущего профессионального направления и профиля обучения в старшей школе.



Воспитательная работа.



Одним из приоритетных направлений в управление образовательным учреждением является орган ученического самоуправления «Совет лидеров», который создан по инициативе учащихся. Состав органа ученического самоуправления – сменный, что позволяет каждому ученику лицея попробовать себя в этой деятельности. Около 90% старшеклассников участвуют в заседании Совета лидеров.


Участвуя в данном виде деятельности, старшеклассники осваивают навыки самоорганизации и самоуправления, приобретают опыт взаимодействия с людьми, несут ответственность за принятые решения, выступают инициаторами и организаторами важнейших направлений работы с молодёжью. На заседаниях Совета лидеров обсуждаются вопросы внеучебной деятельности, принимаются решения о принятии положений, выдвигаются идеи создания новых творческих объединений, проектируются события. Заседания Совета лидеров проводятся 2 раза в неделю.


Так за 2012-2013 учебный год проведено 58 заседаний. В течение всего учебного года старшеклассниками разработаны проекты следующих событий. Полярная Зарница, акция «Грамотный лицей», «Танцы с учителями», фестиваль «Мой Ямал -моя Родина!», акция «Красная лента символ надежды», «Радуга возможностей», «Посвящение в лицеисты», «Последний звонок», «Выпускной».


В основном разработанные проекты являются массовыми, направлены на успешную адаптацию 10 классников к новой образовательной среде, сплочению лицейского коллектива, улучшение взаимоотношений между учителями и учениками, на формирование здорового образа жизни среди учащихся и педагогов лицея. Очень важной для функционирования школы-ступени мы считаем нравственную составляющую: формирование себя в равно возрастной среде, причастность к российскому лицейскому сообществу, чувство патриотизма и собственной роли в развитии своей страны – это та грань личности старшеклассника, которая определяет его успешную социализацию. Данное направление воспитательной работы реализуется через проведение духовно-нравственных конференций с участием представителей духовенства разных религиозных конфессий (христианства, мусульманства), проведение публичных лекций представителями власти (муниципальной, региональной), проведение мировоззренческих лекций представителями вузов и руководителями системы образования города и округа, встречи с людьми, успешными в разных направлениях самореализации.


Важным моментом общения со сверстниками всех регионов страны являются также сеансы видеоконференцсвязи в рамках сообщества «Гимназический союз России».



Молодёжные творческие объединения, молодёжные общественные объединения



Старшая школа готовит выпускника к профессиональному и личностному самоопределению, то мало вооружить выпускника информацией о перспективах развития рынка труда и дать ему тот или иной объем знаний по предметам. Реально в жизни часто более успешными оказываются совсем не те, кто демонстрирует формальные академические успехи. Поэтому задача лицея состоит в том, чтобы создать условия для проявления инициативы каждого ученика как в учебной так и внеучебной деятельности, которая не менее важна чем учебная, ибо если мы говорим о жизненных перспективах, то они не могут быть ограничены только учебной деятельностью, которой они научились в начальной и подростковой школе. Для старшеклассника важным является возможность реального действия в социуме, появление практического персонального опыта. Поэтому необходимым для старшей школы является создание пространства для социального и образовательного самоопределения.


Такое пространство задаётся выбором мест, в которых старшеклассник занимает осмысленную, активную и деятельную позицию позволяющую использовать имеющиеся у него навыки в реальных ситуациях и приобретать опыт нового действия. В учебной появляются такие формы образования как: лекции, семинары, практические занятия, выездные школы в ВУЗах, группы подготовки к ЕГЭ по уровню освоения программ (обучение в группах сменного состава). Во внеучебной деятельности к пространству социального действия можно отнести - Молодёжные творческие объединения (МТО). Работа молодёжных творческих и общественных объединений в лицее осуществляется на основании дополнительных образовательных программ. Содержание и оформление программ соответствует федеральным требованиям.


Работу по дополнительному образованию осуществляют 11 педагогов, из них педагогов дополнительного образования – 6 педагогов дополнительного образования. В лицее работают 16 молодёжных творческих объединений и кружков по различным направлениям.



Приоритеты образовательной политики:



- развитие вариативных и альтернативных форм образования,



- повышение эффективности участия школьников во всероссийской олимпиаде школьников,



- формирование системы выявления, отбора и поддержки талантливых детей,



- поддержка технического творчества, инженерно-изобретательской деятельности школьников,



- повышение привлекательности программ профильного образования, востребованных на региональном рынке труда;



- создание условий для обеспечения доступного качественного образования детям и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья,



- реализация мероприятий, направленных на укрепление материальной, учебной, лабораторной базы учреждений,



- создание и внедрение механизмов внутришкольной системы оценки качества образования, развитие кредитно-модульной оценки качества образования старшеклассников,



- совершенствование существующей системы повышения квалификации педагогических работников, в том числе через развитие наставничества, участие в конкурсах профессионального мастерства,



- совершенствование системы оплаты труда с целью привлечения в школу молодых талантливых педагогов и улучшение качества образовательных услуг,



- развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.





Немає коментарів:

Дописати коментар